Консультация. Учитель-логопед Охрименко А.В.

3 апреля 2018

 Консультация для родителей

«Логосказки в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушение речи»

 

Логосказки – это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизацию психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).

 Логосказки могут применять в своей работе, как логопеды, так воспитатели

 логопедических и общеобразовательных групп. Эти сказки могут представлять собой целое занятие, часть занятия или дидактическую игру.

                                   Виды логосказок:

1. Артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики) .

2. Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков) .

3. Фонетические (уточнение артикуляции заданного звука, автоматизация, дифференциация звуков) .

4. Лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знания грамматических категорий) .

5. Сказки, способствующие формированию связной речи.

6. Сказки для обучения грамоте (о звуках и буквах) .

Для постановки сказок подходят различные виды театров, такие как:

       • с куклами на палочках;

       • руковичковый;

       • картонажный и другие.

Декорациями могут служить объемные ширмы, мини-макеты, дидактические пособия.

    

Процесс коррекции речи у детей часто бывает сложным и длительным. Он требует от ребенка внимания, усидчивости, устойчивой работоспособности. Игровое общение является необходимым базисом, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка.

Логопедические сказки на постановку звуков включают упражнения на развитие мелкой моторики, правильного речевого дыхания, а также артикуляционную гимнастику. Для ребенка создаются игровые ситуации, требующие точного выполнения заданий. Например, мы отправились в путешест-вие на самокате, спустило колесо. Нужно накачать колесо, правильно артикулируя звук [с]. Пока ребенок не произнесет его правильно, путешествие не продолжается. Постановка звуков в такой форме способствует быстрому овладению артику-ляцией, ускоряя процесс автоматизации.

Коррекционная работа над звукопроизношением у детей состоит из трех этапов:

   • развитие речевой моторики;

   • отработка правильного произношения звуков;

   • автоматизации и дифференциация звуков речи.

Специалистам известно, что часто третий этап является самым трудным и длительным. Все артикуляционные позиции, необходимые для правильного произнесения звука, оказываются сформированными, но нет умения выбрать нужный звук, вследствие чего они смешиваются. Ребенок в одних словах может употреблять звук правильно, а в других — по-прежнему заменять. В таких случаях нужно проводить работу по дифференциации звуков.

Логопедические сказки на дифференциацию звуков содержит задания и игры на четкое проговаривайте смешиваемых звуков в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, скороговорках, в стихотворных текстах и связной речиОтработка речевого материала осуществляется с ускорением темпа: от неторопливого проговаривания слогов, слов нужно переходить к более быстрому, а затем и ускоренному произношению.

В связи с тем, что у детей с нарушением речи часто страдают различные психические процессы, задания направлены и на развитие внимания, памяти, мышления. Так, игра «Поймай звук» развивает и фонематический слух, и слуховое внимание; игра «Собери слова» формирует звуковой анализ и синтез, а также мышление; игра «Отгадай загадку» развивает образное и логическое мышление и т. д.

Когда звук у ребенка автоматизирован в слогах, словах и предложениях, можно использовать такой вид работы, как сочинение сказок о звуках. Оно дает возможность детям самим сочинять сказки с использованием наглядного материала. Для этого разработаны таблицы с рисунками на каждый звук: в левом углу изображена буква, соответствующая данному звуку, и нарисованы несколько предметных картинок, в названиях которых есть этот звук. При составлении сказки можно вспомнить, с каких слов обычно начинаются сказки, и предложить ребенку свою сказку начать так же.

Можно предложить готовый образец сказки. Вначале детям сложно составлять сказки, чаще всего они повторяют образец. Используя в работе предложенные варианты, дети начинают охотно сочинять сказки самостоятельно, пытаясь не повторять сюжеты.

1-й вариант. Ребенок (самостоятельно или с помощью взрослого) придумывает события, ситуации, в которые данный звук мог попасть. Если ребенок затрудняется в составлении сказки по картинкам, то можно предложить ему образец. Дать картинки, рассмотреть их вместе с ним. Затем предложить ребенку составить предложения по каждой картинке, связывая их с предлагаемыми событиями.

2-й вариант. Рассмотреть с ребенком картинки. Обратить внимание на то, что в названиях картинок имеется заданный звук. Рассказать сказку, составленную педагогом, а затем предложить придумать продолжение сказки. Желательно, чтобы в рассказе ребенка был использован заданный звук.

3-й вариант. «Сказочный салат». Рассмотреть картинки, определить заданный звук в словах. Педагог составляет по первой картинке начало сказки. Ребенок продолжает, описывая вторую картинку. Третью картинку снова описывает педагог. Ребенок придумывает окончание, используя четвертую картинку.

4-й вариант. Педагог закрывает первую картинку, а ребенок придумывает начало и связывает его с остальными тремя картинками.

5-й вариант. В ходе составления сказки ребенок может ввести по своему желанию любой персонаж. Все герои должны быть связаны одним сюжетом.

Примеры сказок, которые педагог может предложить ребенку как образец:

Звук [с]. Жил-был звук [с]. Он любил путешествовать на велосипеде. Звук [с] брал насос и накачивал колеса«Сы-сы-сы.» С ним всегда были его друзья: собака и сова. Сова летела высоко, а собака неслась за велосипедом. Вместе им было весело.

Звук [з]. Жил-был звук [з]. Он дружил с двумя девочками — Зоей и Лизой. Звук [з] превращался в комара и долго звенел«З-з-з.», а девочки прятались. Потом Зоя и Лиза искали звук [з] в разных словах. Девочки получили от него по-дарки: Зоя — зонтик, а Зина — корзину.

Использование логосказки как средства коррекции и развития коммуникативной функции речи повышает речевую активность и коммуникативную направленность речи детей с ОНР, активизирует оперирование различными типами коммуникативных высказываний (обращение-побуждение, обращение-вопрос, обращение-сообщение) ; овладение «схемой беседы», усвоение способов невербального общения (смысловой аспект человеческой мимики, естественные и экспрессивные жесты, использование их в практике общения; развитие связной речи.

Посредством логосказки мы корректируем и развиваем свойства личности, черты характера ребенка с нарушением речи (самостоятельность, активность, произвольность, эмоциональность, креативность, а также коммуникативную, обобщающую и регулирующую функцию речи. Через коррекцию и развитие речевого общения детей с ОНР происходит становление ребенка как языковой личности, представляющей собой системность его качеств, связанных с развитием коммуникативной сферы и реализующихся в процессе совместной деятельности в межличностном общении.


Нравится
Другие новости этой организации:

Учитель-логопед
Россия, Ростов-на-Дону
Учитель-логопед
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!