Консультация для родителей учителя-логопеда Карло Н.В.

03 сентября [вт]

 

 Возникновение заикания в дошкольном возрасте.

В период становления самостоятельной активной фразовой речи у некоторых детей появляется заикание. Сначала запинки могут носить эпизодический характер, проявляться в ситуациях плача, перевозбуждения, усталости, а может начаться и сразу явно выраженное заикание вследствие испуга, психотравмы. Это характерно для детей от двух с половиной до пяти лет.

Причины возникновения заикания изучены недостаточно. Логопеды шутят, что если бы появился метод полного избавления от заикания, то его автор получил бы Нобелевскую премию.

В детстве пугаются, перевозбуждаются все дети, а заикание возникает только у одного – двух процентов. В чем причины появления заикания? Это, конечно же, в первую очередь, слабость нервной системы вследствие кислородного голодания плода, неблагоприятной беременности, повышенного внутричерепного давления, перенесённых инфекционных заболеваний, повышенной судорожной готовности определённых отделов мозга.

Проявление первых признаков заикания – повод обратиться к неврологу. Нельзя ждать, что заикание пройдёт само. Оно может затаиться на время, и вновь возникать при увеличении интеллектуальной нагрузки, когда ребёнок пойдёт в первый класс или начнётся интенсивная подготовка к школе. Заикание может проявится и вследствие   соматического заболевания, когда в борьбе с болезнью истощается нервная система ребёнка. Ещё один опасный период – переходный возраст: организм не справляется с гормональной нагрузкой, и нервная система становится более уязвима.

Как видите, без невролога решить проблему устранения причин заикания невозможно.

Само заикание не лечат, его преодолевают. Первое – это не дать заиканию перейти в привычку, закрепится в речи ребёнка.

Любая привычка физиологически формируется в среднем за 40 дней, а за 90-  закрепляется и становится «второй натурой».

Значит с медлить с походом к неврологу нельзя, ведь до назначения лечения ещё нужно пройти обследование, чтобы определить вид и место локализации судорог.

Сложность преодоления заикания в младшем дошкольном возрасте состоит в том, что ребёнок еще не способен к осмысленному выполнению специальных упражнений. Что же в этом случае могут сделать родители? Записать ребёнка на приём не только к неврологу, но и к логопеду. А пока подойдёт очередь и будут получены первые рекомендации, необходимо выполнить несколько условий.

Во- первых, если ребёнок посещает детский сад, то на две – три недели придётся расстаться с любимыми воспитателями и друзьями. Это необходимо для создания оптимального щадящего режима дня, когда ребёнок никуда не спешит, его не торопят, его жизнь размерена, предсказуема, в ней есть место прогулкам, спокойным играм, дневному сну в достаточном количестве и в комфортных условиях. Если на протяжении двух- трёх недель некому побыть с ребёнком постоянно, и вы будете передавать его как эстафетную палочку, засекая время, то смысл мероприятия теряется.

Во- вторых, необходимо при первых проявлениях заикания, организовать «режим молчания». Это не значит, что вы будете объясняться с ребёнком жестами, но голос взрослого должен быть тихим, инструкции – короткими, не предполагающими развёрнутых дебатов. Если вы задаёте ребёнку вопрос, то сформулируйте его так, чтобы ответ был односложным. Предлагайте ребёнку спокойные виды деятельности – раскрашивание, конструирование, рисование, лепку. Если вы играете с ребёнком в сюжетную игру, то растягивайте игровые моменты, когда ребёнок «гладит бельё», «режет овощи», «выписывает рецепты», «ремонтирует машину» и т. д., делает это молча.

В-третьих, если ребёнок может, то побуждайте его разговаривать шёпотом, обыграйте это. На шёпотной речи нет голосового спазма.

Вы обращали внимание, что при чтении стихов и пении песен люди заикаются очень редко?

Ритмизируйте свою речь, говорите так. Будто вы произносите стихи: «Мы сейчас пойдём гулять. На улице хорошая погода». Произносите слегка нараспев, немного растягивая гласные. Можете слегка отстукивать ритм ладонью или пальцами по столу, по бедру. Этим вы дадите ребёнку образец речи для будущего ответа.

Если ребёнок любит слушать сказки, то выбирайте сказки, написанные в стихах, читайте их спокойно, не акцентируйте внимание на ярких эмоциях.

На прогулке ограничивайте двигательную активность ребёнка, не позволяйте ему бегать до дыхательного спазма или кричать до хрипоты. По возможности выбирайте площадки и маршруты, где мало детей или возбуждающих, пугающих ребёнка объектов.

И ещё одно важное условие: эти требования должны соблюдать все члены семьи на период преодоления заикания у ребёнка. Если в одной комнате для ребёнка стараются организовать щадящий режим, а в другой в полный голос выясняют отношения, то душевном спокойствии ребёнка говорить не приходится.

Помимо организации режима жизни, можно выполнять с ребёнком игровые комплексы мимической, артикуляционной гимнастики. Выполнение упражнений оздоровительной гимнастики в определённом ритме, комфортном для ребёнка темпе, помогут гармонизировать его движения, укрепить здоровье.  С этими комплексами заинтересованные родители могут  познакомиться на сайте МААМ.ру  и на других сайтах.

В нашем городе при возникновении заикания у ребёнка можно обратиться к логопедам в поликлинику  по месту жительства, в КДЦ «Здровье», в Центр по реабилитации и восстановительному лечению детей с патологией ЦНС в Детской областной больнице.

 

 

Для Вас, родители!
Адрес
Ростов-на-Дону
Часы приема и консультаций родителей
Часы приема: понедельник: 9.00 до 11.00 пятница: 16.00 до 18.00
Заведующий: и.о. заведующего Кислицкая Галина Ивановна
Телефон заведующего: +7 (863) 245-51-51; +7 (863) 245-03-65
График работы
Часы работы: 07:00 - 19:00
Выходные дни: Суббота, Воскресенье
Перерыв: Без перерыва
Кто пойдет?
Пока никто не отметился

Нет комментариев. Ваш будет первым!